Введено-Оятский женский монастырь

15 декабря 2014 г.

Петербургская губ. Из жития прп. Александра Свирского следует, что монастырь на левом берегу р. Ояти существовал уже в XV в. Храмов было 2: каменный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери (построен в 1817); деревянный 2-этажный (построен в 1782 и перестроен в 1836); вверху — в честь Богоявления Господня с приделами: во имя свв. апп. Петра и Павла и во имя прп. Александра Свирского, внизу — в честь Преображения Господня (освящен в 1829). В Преображенском храме находились могилы родителей прп. Александра Свирского — схимонаха Сергия и схимонахини Варвары.

В дек. 1992 монастырь возрожден как женский. Первая настоятельница обители — матушка Фекла. При ней, по молитвам насельниц, вновь ожил целебный, известный многими чудесами святой источник.

Введенская-козельская оптина пустынь, Введено-островская пустынь, Владимирская губ. Находится в г. Покров, пос. Введенский. Основана в к. XVII — н. XVIII вв. иноками Сергием и Тимофеем упраздненного в с. Покровском небольшого старинного мужского монастыря — Антониевой пустыни. Они поселились поблизости от упраздненного монастыря на острове лесного Вятского оз., где вокруг них собралась братия; были построены кельи и часовня.

В 1708–09 с благословения митр. Стефана (Яворского) был построен деревянный храм в честь Введения во храм Пресвятой Девы Богородицы, а монах Сергий рукоположен в иеромонахи и поставлен строителем-настоятелем новообразованной обители. В 1720 строителем пустыни стал иеромонах Нектарий (из Махрищского монастыря), решивший по-своему «поправить» бедственное положение братии: в 1724 обитель приписывается к Богословской пустыни, а все имущество и строения (храм и придорожная часовня) были проданы либо свезены в Богословскую пустынь. Но братия за о. Нектарием не пошла и в 1724–29 жила самостоятельно на пустом месте. В 1729 Свято-Введенская пустынь вновь стала самостоятельной.

В 1735 строителем-настоятелем был назначен иеромонах Лаврентий. При нем были воздвигнуты 2 первых храма — летний Свято-Введенский собор и зимний Свято-Никольский трапезный храм; деревянная ограда с надвратным храмом прор. Илии; каменная колокольня с 5-ю колоколами; кельи и хозяйственные постройки.

В 1758 на остров пришел старец Клеопа, и в 1760 он стал настоятелем. Будучи смолоду афонитом, он ввел строгий афонский устав. Похоронен в 1778 в алтарной части Свято-Введенского собора. В 1774 на остров к о. Клеопе пришли лучшие иноки Санаксарской пустыни: Игнатий, бывший после о. Клеопы настоятелем Островской обители, а также поднявший впоследствии (будучи уже архимандритом) и Тихвинский, и Московский Симонов монастырь; Феодор, впоследствии архим. Кирилло-Новоозерский; Макарий, будущий архимандрит Николаевского Пешношского монастыря. Из учеников о. Макария 24 чел. были настоятелями разных обителей. Самому о. Макарию были отданы в полное распоряжение Сретенский монастырь (Москва), Голутвинский монастырь (Коломна), Борисоглебский монастырь (Дмитров), а также Козельская Оптина, Давидова, Берлюковская и Екатерининская пустыни. Всюду вводилось строгое общежитие, чиноположение Святой горы Афонской, принесенное оттуда старцем Клеопой.

В 1825–58 осуществилась огромная работа по благоустройству обители: укрепились берега острова, была поставлена каменная ограда, построены 3 каменных корпуса, перестроены храмы (конечная перестройка и расширение Свято-Никольского храма были завершены в 1885, а Свято-Введенского собора — в 1894); вокруг озера были осушены болотистые земли. Пустынь стала процветающим монастырем и осталась таковой до самого ее закрытия.

К достопримечательностям обители относилась могила кн. Анны Борисовны Прозоровской, дочери Бориса Алексеевича Голицына, сподвижника Петра I.

Ежегодно в день 20 июля, начиная с 1863, из Введенской обители совершается крестный ход с иконой Введения Богоматери в г. Покров, в воспоминание заступления Владычицы Небесной, бывшего в этом году, когда жители Покрова чудесно избавились от холеры.

При обители был странноприимный дом. В н. 1920-х монастырь был закрыт — все земельные владения отобраны, имущество разграблено; постройки стали разрушаться.

В 1-й пол. 1930-х на территории монастыря была размещена исправительная колония для девушек, впоследствии преобразованная в спец. профучилище для девушек-подростков. К 1934 были разрушены каменная ограда и келейные корпуса, а в 1934 — колокольня и купола с барабанами. Никольский храм был переоборудован под клуб училища, Введенский собор отдан под школу. Оба здания серьезно пострадали, в т. ч. росписи Введенского собора, выполненные монахами Оптиной пустыни под руководством о. Даниила (Болотова).

Монастырская жизнь на острове возрождена в 1993 сестрами Муромского Троицкого монастыря. В 1995, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, обитель стала самостоятельным женским монастырем. Остров разделен на 2 части: на одной из них находится женская тюрьма, на другой — женский монастырь. Сохранились храмы, кельи, службы XVIII–XIX вв.

Введенский женский монастырь, Курганская епархия. Находится в с. Верхняя Теча. Основан в 1742. В 1920 был закрыт. В 1995 монашеская жизнь в монастыре была возобновлена. 6 окт. 1995 вНикольском храме обновились почти все иконы.

Введенский мужской монастырь в г. Киеве, основан в 1878 вдовой Матроной Егоровой сначала как община, а затем как монастырь, опекавший богадельню и больницу. В том же году, приняв постриг с именем Димитры (в память св. Димитрия Солунского), основательница обители почила о Господе. Упраздненный советской властью монастырь возродился в годы Великой Отечественной войны, вторично был закрыт в 1961 (сестры переселились в Вознесенскую Флоровскую обитель).

С 1992 престольный храм обители открылся как приход. В 1993 здесь совершилось великое чудо Божие: храмовая икона Божией Матери «Призри на смирение» передала собственный негативный отпечаток на стекло киота, в котором находилась (к самому стеклу Святой образ не прикасался). От Святого образа и его отпечатка стали совершаться исцеления, подтвержденные официальными медицинскими заключениями.

В дек. 1996 Введенский приход преобразован в мужской монастырь. Во Введенском храме находятся чудотворная икона Божией Матери «Призри на смирение» и стекло с отпечатком образа (в отдельном киоте). Под престольной церковью расположен подземный придел–ротонда св. Димитрия Солунского, где в мраморной раке открыто почивают мощи матушки Димитры, возвращенные в обитель 21 авг. 1996.

Великобудищенский Троицкий женский монастырь, Полтавская губ. Находился в Зеньковском у. возле м. Великая Будища, в урочище близ правого берега р. Ворсклы.

Монастырь существовал с XVII в. под именем скита при с. Черный Яр. В 1698 генеральным судьей Василием Кочубеем монастырь был перенесен в Писаревщину, а в 1887 — к Великим Будищам.

Перед 1917 в монастыре было 2 храма: 1) во имя Св. Троицы и 2) в честь Успения Божией Матери, с 2 приделами, во имя св. Николая

Чудотворца и в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В обители хранилась местночтимая древняя икона Владимирской Божией Матери. При монастыре было 2 школы.

Великоустюжский Иоанно-Предчеченский женский монастырь, Вологодская епархия, основанный в 1262 в Великом Устюге на т. н. Ивановской (ранее Сокольничьей) горе, где в то время находился соколиный двор татарского сборщика податей Багуя, который, приняв крещение с именем Иоанна, устроил здесь монастырь. Этот монастырь был прежде мужским, а в 1764, по перенесении в него Великоустюжского Преображенского женского монастыря, основанного ок. 1626, стал женским. Храм во имя Иоанна Предтечи построен в 1695. Ежегодно 24 июня устраивался крестный ход в монастырь из городского Успенского собора с чудотворной иконой Божией Матери «Одигитрии».