Типы жилых и хозяйственных построек 16-18вв

15 декабря 2014 г.

Народная культура жилища Русского Севера, в том числе Вологодской земли, освещена в научной литературе достаточно хорошо, поэтому в настоящем очерке можно ограничиться описанием существующих типов сельского жилища и основных этапов его развития.

Памятники народной архитектуры - крестьянские постройки, дворянские усадьбы, церкви и часовни - в ряде мест сохраняются на Севере до наших дней. Это наше архитектурное наследие, ибо в подобных памятниках воплощаются все стороны жизни и деятельности, весь многовековой трудовой опыт, знания и даже мировоззрение народа.

О жилище ранних этапов этнической истории русских (периода Древней Руси) известно не много, особенно это касается Русского Севера. Деревянное строительство, существовавшее во времена его славянского освоения, не оставило следов в известных археологических памятниках. Последние датируются ХП-ХШ вв., а на Севере еще позднее; они дают некоторое представление о городских усадьбах Вологды, Белоозерска и небольших городков. Правда, строительные приемы, довольно простые, которыми владели городские и сельские жители того времени, были одинаковы. Это дало возможность исследователям народной архитектуры распространить полученные из письменных источников сведения о городских постройках и на сельские.

Северное крестьянское жилище уже в средневековое время представляло собой комплексы жилых и хозяйственных строений, имевшие названия дворы-хоромы.

И по сей день крестьяне часто называют свои избы хоромами. "Плотнишная работа" развивалась на Севере издавна, и крестьяне-строители выполняли ее не только у себя на родине, но и в ходе освоения земель в конце XVI - начале XVII вв. в Приуралье, а затем в Сибири, где строили хоромы. Высоким плотницким мастерством уже тогда славились "двиняне", "устюжане" и "работные люди" с Ваги Вологодского.

Северная усадьба (двор-хоромина) состояла из разных по назначению и размерам построек - жилых и хозяйственных. В многочисленных актовых документах XVII в. можно найти свыше 40 названий отдельных помещений усадьбы: изба, горница, клеть, сени, подсенье, предместье, предизбье, мост, подклет, голбец, чулан, крыльцо, рундук, двор, хлев, сараи, стая, поветь, сенник, погреб, амбар, житница, гумно, овин, мякинница, мельница, кузница, баня и т.д. В состав усадьбы входил и огород.

Основой усадьбы являлась изба {истопка, истъба) - в ХУ1-ХУП вв. четырех-, реже пятистенная, сложенная из трехсаженных сосновых или еловых бревен.

К XVI в. это уже была трехкамерная постройка классического севернорусского варианта - "изба да клеть, а промеж ними сени". Правда, еще оставалась и двухкамерная - изба-сени. Неотапливаемая клеть использовалась для хранения зерна, скарба, а в летнее время как спальня, и в XVII в. в некоторых местах она превращалась в горницу - чистую комнату. Но последнее было характерно для жилища зажиточных крестьян, промысловиков-предпринимателей, вотчинников.

Кроме избы и клети в усадьбе имелся хозяйственный двор, а в нем хлевы для скота, конюшня, сенник для сена, помещение для хозяйственного инвентаря. Такие постройки, как житницы, амбары, овины, гумна, находились, как правило, вне двора.

В XVI-XVII вв. вся усадьба имела свободную планировку: изба стояла в глубине ее, позади избы - хозяйственные постройки. В то время еще не было утепленных хлевов, и для скота строили загоны, огороженные плетнем, а зимой в морозы стельные коровы и молодняк находились в избах.

Судя по документам начала XVII в., на Севере появились крытые кровлями дворы и началось "объединение" всех строений двора. К концу XVII в. Окончательно сложилась севернорусская крестьянская усадьба - комплекс избы с крытым двухэтажным двором под единой крышей - так называемая однорядная связь двора с домом (изба-сени-клеть-двор, стоящие в один ряд): "хоромное строение изба с сенми и с клетью, а возле них позади вплотную двор", "дом деревянный в одной связи изба, сени, напротив оного клеть, а вдоль них позади двор", "в линию... изба с сенми и клеть..., против всех оных сзади двор", "а во дворе хором изба на подклете, а под избою погреб, а против избы сенник на хлеву, да под сенником же анбарец".

Такие крестьянские усадьбы, по признанию архитекторов и этнографов, были ранним усадебным типом на Русском Севере. Его органичным развитием был вариант с так называемой двухрядной связью хозяйственного двора и трехкамерного жилища, когда изба и хозяйственный двор ставились в два ряда, параллельно друг другу и под разными крышами. Такой тип усадьбы развился в немногих местах Севера.

В пределах деревни усадьбы с однорядной застройкой ставились перпендикулярно улице или берегу реки, на котором располагалась деревня, фасадами такие избы обращались на улицу или реку. Усадьбы с двухрядной застройкой ставились вдоль улицы (реки), в них трехкамерное жилище "выходило" на улицу длинной стороной.

Размеры построек на усадьбах XVII в. были следующие: трехкамерные хоромы могли достигать 14-20 м в длину, 6-7 м в ширину. Сама изба в плане приближалась к квадрату: 6,5 х 6,5 м - "изба трех сажен печатных". Длина двора обычно равнялась длине жилья, а ширина могла быть равна 14-22 м8 . Крестьянские усадьбы огораживались изгородями разных видов: заплотом, жердями или тонкими кольями.

Вне усадьбы находились такие хозяйственные постройки, как овины, гуменики, мельницы, мякинницы, иногда амбары (житницы), бани. Овины (для сушки снопов) и гумна (для молотьбы) находились вблизи полей. На гуменниках - особых огороженных местах хранили необмолоченные снопы и солому, в мякинницах – различные отходы. Зерно мололи на мельницах-^утяв/сш:. В ХУ1-ХУИ вв. мельницы ставили у воды (у озера или реки с запрудой), они имели до трех поставов и их устройство было одинаковым на всем Севере, а позднее - с конца ХУП-ХУШ вв. – такие мутовки появились в Приуралье и в Сибири, где их строили переселившиеся в новые места северяне. Существовали и мепытцы-колотовки, в которых зерно дробили на крупу. Ветряные мельницы стали появляться гораздо позднее.

Основой северного жилища был сруб (стопа, клеть)9, который рубился из сосновых, реже еловых бревен в обло (в чашу, в угол) с выпусками углов. Затем сруб просушивали и ставили на фундамент (на стойки либо на камни, положенные под нижний венец сруба). Пазы между бревнами прокладывали мхом. Нередко такие срубы назывались облыми. При рубке в верхней части каждого бревна (нижнего по отношению к другому) выбирали чашу и паз. В XVII в. появился способ рубки, когда паз вырубался в нижней части верхнего бревна.

Сени, клети и хозяйственные постройки сооружались в виде столбовых конструкций, при которых рубка в заплот сочеталась с рубкой в обло. Знали северные крестьяне и другие виды строительной техники при возведении амбаров, дворов, погребов - соединение бревен в ладью, в замки и др. Основным строительным инструментом был топор в нескольких разновидностях для разного вида работ, применяли строители ХУ1-ХУШ вв. и пазники, стружи, коловороты, тесла.

При описании конструкций изб в документах XVII в. называются такие их виды: на взмоете, на подклете, поземная. Поземные избы, ставившиеся прямо на землю, были редкими в суровых северных условиях. Плотники старались поднять избу над землей: между полом и землей образовывалось высокое помещение – подклет (взмоет), которое использовалось в хозяйственных целях. Изба на высоком подклете - характерная конструкция для Русского Севера.

В трехкамерном жилище рядом с избой (в одну связь) находились сени, а за ними - клеть, которая нередко была двухэтажной: "да против избы клеть на погребе", "клеть на подклете", "перед избою клеть о двух жирах". Клети строили не только двухэтажными, но и из двух половин. В верхних помещениях хранили скарб, продукты, летом там спали, в нижнем этаже размещали погреб и склад с хозяйственным инвентарем. На две половины клети разделялись врубленными посередине стенами, и здесь проходили дополнительные сени, из которых можно было пройти как в обе половины клети, так и на хозяйственный двор, который был продолжением жилища.

Кровли изб и большинства хозяйственных построек были двускатными, самцовой конструкции, с покрытием тесом или дранкой. Кровля на самцах была характерна еще для древнерусских срубных построек, когда слеги крыш укреплялись на бревенчатом фронтоне (на самцах), а снизу доски тесового покрытия держались загнутыми сучьями-курицами. Двери изб были маленькими, однополыми из досок, скрепленных брусьями - "двери в деревянных пятах". Они вставлялись в косяки и имели порог. Волоковые окна прорубались каждое в двух соседних бревнах, задвигались изнутри щитом-волоком, располагались треугольником на торцовой стене (через среднее выходил дым из избы). В XVII в. это среднее окно иногда было косящатым, красным (с колодой) и слюдяным оконцем; стеклянным оно стало в первой половине XVIII в.

Потолки в избе не всегда имелись, правда, кое-где уже в XVII в. получили распространение потолки из досок, брусьев или плах с центральной балкой-матицей.

Глинобитные печи ставили в углу избы на рубленом подпечье (опечке). Они не имели трубы-дымохода, топились по-черному. Уже в XVII в. в избах были дощатые полы, лежавшие на лагах, врубленных на уровне второго или третьего снизу венца.

Высота сруба при такой конструкции достигала 3 м.

В дом "вело" крыльцо. По документам XVII в., известны различные его конструкции.

Избы на высоких подклетах имели крыльца с прирубом, на ряжах, на столбах, висячие. Это древнейшие виды крылец севернорусского жилища. Крыльцо с прирубом строилось из бревен, рубленных в обло с остатком. Крылечный сруб ставился на землю вдоль избы и закрывал вход в сени. Крыльцо на ряжах-срубных основаниях - тоже ставилось вдоль стены, верхний рундук и ступени снаружи закрывались досками и покрывались крышей. У висячих крылец рундук держался на двух выступающих из сеней балках. Столбовые крыльца возводились на одном-четырех столбах. В каждом из этих видов крылец имелась лестница (севернорусская черта), пристраиваемая вдоль стены жилой избы, а не клети. Другой своеобразной чертой, присущей крыльцам на Русском Севере, было наличие двух рундуков - вверху у входа в сени и внизу на земле. Описанные конструкции крестьянских построек аналогичны конструкциям городских построек. Свидетельства о такой же строительной технике, тех же конструктивных приемах находим в известиях об архитектурных памятниках городов ХУ1-ХУИ вв.

Так, существовавший в Сольвычегодске дом знаменитых промышленников Строгановых (1565-1798 гг.) представлял собой хоромы из брусяного леса. В главном корпусе находились три комнаты на "трех подклетах". Окна в доме были волоковые и одно красное в среднем подклете. С левого бока дома размещались сени с чердаком, или "теремом" на верху. Через сени в углу имелась повалуша (башня) с тремя красными окнами, также на подклете. Справа в углу - другая повалуша на подклете "о четырех жильях", из которых в двух нижних были прорублены красные "кружальские" окна, а в двух верхних - красные обыкновенные с волоковыми окнами по сторонам. На повалуше возвышалась шатровая крыша на точеных столбах. Рядом с этой повалушей располагалась еще одна, высокая, "о четырех жильях": в низу ее - подклеть, верх ее – с шатровой крышей, с широкими "слухами" (слуховыми окнами), с маковицей на вершине и с украшением, покрытым "гонтинами в чешую" (вид короны у крыши). Позади этих хором находились "службы" (служебные хоромы).

Похожее на это описание встречаем в известии о древнем г. Белоозере-крепости 1678 г., которая была "рубленой, пресла рублены клетки о 3 угла, вышина до обломов 10 венцов, а в иных преслах и меньше 10 венцов, до обломов 4 венца... покрыт был город пресла драню и дрань бурею по валу... Башня Богословская (в крепости. - И.В.) воротная о 3-х мостах рублена в углы о 4-х углах... и с обломы, покрыта тесом, а у той башни двои створчаты ворота"1 5 . В писцовой книге времен царя Михаила Федоровича в XVII в. находим описание городка Рахлея в Устюгском осадный городок Рахлей в 36 верстах от Устюга "пуст над озером над Палемским... рублен был 33 огородками, а на исподу... были избы; а над ним анбар, а около погреба огорожен тын, стоячей на иглах...".

Севернорусское крестьянское жилище средневековой поры имело сходство с культовыми сооружениями, возводившимися теми же плотниками-крестьянами.

Древний тип северной церкви, а особенно часовни - это клетский храм (срубклеть), крытый двускатной крышей, с размерами, близкими к избе, с волоковыми и колодными окнами, иногда без подклета; под коньком крыши помещалась главка с крестом. Такова церковь Ризположения 1485 г. из с. Бородавы (ныне на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника).

Другой вид клетских церквей относится уже к первой половине XVII в. Это шатровые храмы ("древяна верх"), правда, такая церковь существовала в Великом Устюге уже в 1290 г. (Успения Святые Богородицы). В шатровых храмах начала развиваться горизонтальная их часть (трапезные, паперти, галереи, крыльца), в чем видно соединение культовых и мирских начал.

Таким образом, в средневековый период крестьяне на Русском Севере возводили высокие, больших размеров срубные постройки, представлявшие собой единое целое жилья с хозяйственным двором. По источникам XVIII в., подобные дома-дворы были там повсеместны. Так, проведенное в 80-е годы XVIII в. подворное обследование 2581 деревни в уездах Архангельской губ.1 8 показало, что 63,14% крестьянских домов (7595) относились к типичному севернорусскому трехкамерному жилищу - изба-сени-клеть; довольно много к тому времени оставалось и двухкамерных изб - 26,66% (3207). Вместе с тем заметным становился тип жилища, где вторым помещением вместо клети стала чистая горница (9,19%, или 1106 домов), а иногда и две горницы (1,01%, или 121). В наиболее обследованном из архангельских уездов - Шенкурском, граничащем с северными районами Вологодской губ. и занимавшем часть земель по Ваге, по которой в основном располагались важские (вологодские) деревни, эта картина выглядит следующим образом. В 954 шенкурских деревнях обследовали 5179 изб, из них 1703 (32,88%) представляли собой двухкамерное жилище типа одна изба-сени; 3355 (64,78%) - изба-сени-клеть; лишь 117 (2,26%) имели избу-горницу и 4 (0,08%) - избу-две горницы.

Описание обычной крестьянской усадьбы жителей Двины находим в документах XVIII в.: "У Сергея Данилова Чухченемца на Ровдине Горе дом и дворище хоромного строения изба, клеть на подклети, хлев и сарай с тыны и заплоты, с столбами, с кровлею, с дверьми, с вороты, с обоконьи с окончинами..."1 9 Следует полагать, что и в соседних вологодских деревнях к тому времени было крестьянское жилище, как шенкурское и двинское.

При строительстве северных изб полы приподнимались над землей на 1,5-2 м и нижнее помещение - подклет, подъизбица - обустраивалось для содержания скота, хранения продуктов и утвари, а иногда подклет делали жилым. Полы были тесовыми, а потолки бревенчатыми. Печи оставались еще глинобитными или хрящевыми, в деревянных кожухах, без трубы. Ставили печь, как правило, в углу избы при входе.

От печи над дверями к боковой стене устраивали полати. Из мебели в XVIII в. известны тесовые лавки, столы. В переднем углу избы размещали иконницы. В горницах уже начали появляться кирпичные печи с трубой, потолки становились тесовыми, волоковые окна заменялись красными со стеклом, здесь не было полатей.

Двухэтажные дворы под двускатными крышами примыкали к жилью. В нижнем этаже двора в XVIII в. уже устраивали рубленые теплые хлевы для скота. Двое ворот вели во двор - со стороны улицы и огорода. На верхнем этаже-повети – держали корм, хозяйственный инвентарь, средства передвижения, там же для хранения домашнего имущества строили клети и горенки, в которых летом спали. Сюда наверх поднимались либо по лестнице из сеней, либо с улицы по помосту (взвозу, взъезду), по которому могла пройти и лошадь с телегой.

Фасад северной избы имел очень живописный вид. На нем прорубалось несколько окон, украшенных резными и расписными наличниками. В дом вело крыльцо, часто также украшенное резьбой. На рубленном фронтоне сооружали балкон или галерею, опоясывающую дом на уровне окон. Дощатые поверхности стен и кровли украшались резьбой или росписью. Художественные традиции в украшении северного жилища находили отражение в церковной архитектуре, резьбе и росписи на домашней утвари, в вышивках и кружевных изделиях.

Плотницкое мастерство северян использовалось в строительном деле не только в своих деревнях, но и за их пределами. Известны северные плотницкие артели, ходившие на работы в Петербург, в города и селения соседних губерний. В Вологде в то время имелось много домов мещан, которые ничем не отличались от крестьянских.

Так, в описании Вологды начала XVIII в. отмечалось, что в городе (в Нижнем посаде, в Рощенье, на берегу Золотухи), в левобережье (в пригородном селе Фрязинове ) и в других местах было "много деревянных домов с косящатыми окнами, с украшенными резьбой крыльцами, князьками и застрехами". В крупных вологодских селах у зажиточных крестьян стал появляться и другой тип дома, состоящий из двух изб, сеней и двора (изба-двойня) или из ибы-ляяшсгаеяки-сеней-двора на подклете, получивших более широкое распространение позднее, в XIX в. У богатых вологодских крестьян избы, как отмечалось в документах, строились с балконами, находившимися под свесами крыш, с резьбой, росписью - в настоящем "деревянном русском стиле".

К XVIII в. на Севере сложились основные типы жилых и хозяйственных строений.

Продвигаясь в новые земли, северяне строили там свои хоромы по этим образцам. Крестьянские архитектурные памятники той поры стали достоянием нашей строительной культуры. В ней сохранялись как общие черты русского народного жилища, так и множество локальных особенностей, частью уходящих своими корнями вглубь веков, к периоду Древней Руси. Кроме того, на различных пространствах страны под влиянием природно-климатических условий, социально-экономического развития, характера землепользования и других факторов создавалось свое крестьянское жилище. Его различные типы-варианты закреплялись этнической традицией тех или иных регионов и также сохранялись в общерусской народной культуре жилища.