Монастыри в кон. XVIII— нач. XX в. (Типы монастырей.)

15 декабря 2014 г.

В XIX — нач. XX в. статус лавры имели 4 мон-ря: Трои-це-Сергиев, Александро-Невский, Киево-Печерский и Почаевский. Они являлись наиболее крупными духовными центрами РПЦ. Три из четырех духовных академий находились при лаврах: Киевская (при Ки-ево-Печерской), Санкт-Петербургская (при Александро-Невской) и Московская (при Троице-Сергиевой). Каждая лавра имела издательскую базу, печатала духовную и истори-ко-церковную литературу, материалы документов и свои периодические издания. Лавры пользовались особым покровительством российских монархов.

Семь крупных мон-рей назывались ставропигиальными (от греч. σταυρός — крест и πήγνυμι — вбиваю; в древней Церкви на месте, где закладывался мон-рь, именовавшийся в дальнейшем ставропигиальным, Предстоятелем вбивался крест; этот обычай символически сохраняется в Русской Церкви: мон-рю, получающему статус ставропигиального, от Патриарха передается крест, который хранится в алтаре): Заиконо-спасский, Новоспасский, Донской, Симонов и Новоиерусалимский Московской епархии, Спасо-Яковлевский — Ярославской (до 1888), Соловецкий — Архангельской. Ставропигиальные мон-ри подчинялись непосредственно Патриарху, а в синодальный период находились в ведении первоначально Святейшего Синода, затем Московской синодальной конторы. Их настоятелей назначал по представлению Синода император.

Остальные мон-ри подчинялись главам епархий, на территории которых они находились, их настоятели назначались епархиальным архиереем с последующим утверждением Синодом. При некоторых крупных мон-рях существовали небольшие обители, которые назывались приписными, они управлялись настоятелями мон-рей, к которым были приписаны. В большем или меньшем отдалении от крупных мон-рей возникали скиты — поселения монахов-отшельников, как правило выходцев из тех же мон-рей. В нач. XX в. насчитывалось 68 скитов (55 мужских и 13 женских). Скитами именовались также старообрядческие мон-ри.

Особым видом монастырского об-щежительства являлась пустынь — сначала небольшой мон-рь или просто уединенная келья, обычно в отдаленных, безлюдных местах. С кон. XVIII в. многие из них превратились в крупные обители, насчитывавшие по нескольку сот насельников, но продолжали по-прежнему именоваться пустынями, к нач. XX в. в России числилось 74 мужских и 12 женских пустыней. Они держались особо строгих уставов. Наибольшую известность получили Введенская Оп-тина пустынь в Козельском у. Калужской губ. (основана в XVI в.), Са-ровская — в Темниковском у. Тамбовской губ. (основана в 1692-м, в 1707-м получила наименование мон-ря), Ни-лова Столобенская — в Осташковском у. Тверской губ. (основана в 1581-м). (от греч. κοινός — общий, βιός — жизнь) представляли собой тип небольшого общежительного мон-ря, в котором никто, включая настоятеля, не имел никакой собственности, а все необходимое братия получала от мон-ря. В нач. XX в. насчитывалось всего четыре мужских мон-ря, называвшихся киновиями.

Товар добавлен в корзину