Возрождение мон-рей с 1988 г.

15 декабря 2014 г.

 

В сер. 80-х гг. существенно изменилась политическая обстановка в стране, что благотворно сказалось и на положении РПЦ. В 1988 г. торжественно было отмечено 1000-летие Крещения Руси, с этого момента началось возрождение православных мон-рей. Уже к кон. 1988 г. насчитывалось 22 мон-ря. Численность их значительно возросла в нач. 90-х гг. В 1993 г. насчитывалось 360 мон-рей, в 1994 - 367, в 1995 -382, в 1996 - 393, в 1997 - 442, в дек. 1998 г.- 478 мон-рей.

Новооткрытые мон-ри столкнулись с большими трудностями внешнего и внутреннего характера. Храмы, как правило, находились в разрушенном состоянии, жилые корпуса заняты жителями и учреждениями, отселение которых растягивается на много лет. Материальная и финансовая помощь в виде значительных пожертвований в нач. 90-х гг. стала сильно сокращаться из-за упадка экономики, а также из-за роста числа нуждающихся обителей. Более благополучно шло обеспечение мон-рей необходимыми землями. К внутренним трудностям относится и то, что братия новооткрытых мон-рей стала пополняться людьми малоопытными в духовной и церковной жизни, в частности искренней и ревностной молодежью, сравнительно недавно принявшей крещение.

Поколение это не испытало ни ужасов войны и лагерей, ни хрущевских гонений, ни притеснений последующего времени. К тому же во многих мон-рях нет не только опытного духовника, но и просто старых монахов, прошедших «монастырскую науку». В новооткрытых обителях имеют место излишние увлечения хозяйственной деятельностью или, наоборот, предпринимаются духовные подвиги «не по разуму», не в меру возраста и сил. Однако, несмотря на эти естественные трудности, возрождение мон-рей сопровождается подъемом христианской жизни монашествующих и мирян. Труд восстановления обителей из руин имел огромное воспитательное значение, и рано или поздно каждый мон-рь становится средоточием духовной жизни епархии.

Возобновлялись прежде всего мон-ри, которые были хорошо известны в дореволюционное время: московский Данилов мон-рь (возобновлен в 1983), козельская Оптина пустынь (возобновлена в 1988), Валаамский мон-рь (возобновлен в 1989), Соловецкий мон-рь(возобновлен в 1990), Толгский жен. мон-рь (возобновлен в 1987). Там, где прилагались общецерковные усилия к восстановлению мон-ря, его реставрация и внешнее благоукрашение шли, конечно, успешнее, чем в обителях, вынужденных бороться за свое существование самостоятельно.

В настоящее время возрожденные мон-ри РПЦ ведут обширную просветительскую, благотворительную и миссионерскую деятельность. Мон-ри существуют в основном на собственные средства — от своего хозяйства на выделенной им гос-вом земле, на добровольные пожертвования прихожан и благотворителей. Мон-ри в Москве и других крупных городах помимо подсобных хозяйств (огороды вне городской черты) имеют свои издательства, иконные и книжные лавки. Для поступления в мон-рь послушником или трудником необходимо иметь рекомендации от настоятеля храма, который желающий поступить в мон-рь регулярно посещал. Прошедший искус послушания принимает иноческий постриг. Современное государственное законодательство ничем не ограничивает ни принявшего монашество, ни вышедшего из мон-ря, ни снявшего обеты монашества.

 

Товар добавлен в корзину