Народная культура жилища Русского Севера, в том числе Вологодской земли, освещена в научной литературе достаточно хорошо, поэтому в настоящем очерке можно ограничиться описанием существующих типов сельского жилища и основных этапов его развития.
Памятники народной архитектуры — крестьянские постройки, дворянские усадьбы, церкви и часовни — в ряде мест сохраняются на Севере до наших дней. Это наше архитектурное наследие, ибо в подобных памятниках воплощаются все стороны жизни и деятельности, весь многовековой трудовой опыт, знания и даже мировоззрение народа.
О жилище ранних этапов этнической истории русских (периода Древней Руси) известно не много, особенно это касается Русского Севера. Деревянное строительство, существовавшее во времена его славянского освоения, не оставило следов в известных археологических памятниках. Последние датируются ХII-ХIII вв., а на Севере еще позднее; они дают некоторое представление о городских усадьбах Вологды, Белоозерска и небольших городков. Правда, строительные приемы, довольно простые, которыми владели городские и сельские жители того времени, были одинаковы. Это дало возможность исследователям народной архитектуры распространить полученные из письменных источников сведения о городских постройках и на сельские.
Северное крестьянское жилище уже в средневековое время представляло собой комплексы жилых и хозяйственных строений, имевшие названия дворы-хоромы.
И по сей день крестьяне часто называют свои избы хоромами. «Плотнишная работа» развивалась на Севере издавна, и крестьяне-строители выполняли ее не только у себя на родине, но и в ходе освоения земель в конце XVI — начале XVII вв. в Приуралье, а затем в Сибири, где строили хоромы. Высоким плотницким мастерством уже тогда славились «двиняне», «устюжане» и «работные люди» с Ваги Вологодского.
Северная усадьба (двор-хоромина) состояла из разных по назначению и размерам построек — жилых и хозяйственных. В многочисленных актовых документах XVII в. можно найти свыше 40 названий отдельных помещений усадьбы: изба, горница, клеть, сени, подсенье, предместье, предизбье, мост, подклет, голбец, чулан, крыльцо, рундук, двор, хлев, сараи, стая, поветь, сенник, погреб, амбар, житница, гумно, овин, мякинница, мельница, кузница, баня и т.д. В состав усадьбы входил и огород.
Основой усадьбы являлась изба {истопка, истъба) — в ХVI-ХVII вв. четырех-, реже пятистенная, сложенная из трехсаженных сосновых или еловых бревен.
К XVI в. это уже была трехкамерная постройка классического севернорусского варианта — «изба да клеть, а промеж ними сени». Правда, еще оставалась и двухкамерная — изба-сени. Неотапливаемая клеть использовалась для хранения зерна, скарба, а в летнее время как спальня, и в XVII в. в некоторых местах она превращалась в горницу — чистую комнату. Но последнее было характерно для жилища зажиточных крестьян, промысловиков-предпринимателей, вотчинников.
Кроме избы и клети в усадьбе имелся хозяйственный двор, а в нем хлевы для скота, конюшня, сенник для сена, помещение для хозяйственного инвентаря. Такие постройки, как житницы, амбары, овины, гумна, находились, как правило, вне двора.
В
Судя по документам начала XVII в., на Севере появились крытые кровлями дворы и началось «объединение» всех строений двора. К концу XVII в. Окончательно сложилась севернорусская крестьянская усадьба — комплекс избы с крытым двухэтажным двором под единой крышей — так называемая однорядная связь двора с домом (изба-сени-клеть-двор, стоящие в один ряд): «хоромное строение изба с сенми и с клетью, а возле них позади вплотную двор», «дом деревянный в одной связи изба, сени, напротив оного клеть, а вдоль них позади двор», «в линию... изба с сенми и клеть..., против всех оных сзади двор», «а во дворе хором изба на подклете, а под избою погреб, а против избы сенник на хлеву, да под сенником же анбарец».
Такие крестьянские усадьбы, по признанию архитекторов и этнографов, были ранним усадебным типом на Русском Севере. Его органичным развитием был вариант с так называемой двухрядной связью хозяйственного двора и трехкамерного жилища, когда изба и хозяйственный двор ставились в два ряда, параллельно друг другу и под разными крышами. Такой тип усадьбы развился в немногих местах Севера.
В пределах деревни усадьбы с однорядной застройкой ставились перпендикулярно улице или берегу реки, на котором располагалась деревня, фасадами такие избы обращались на улицу или реку. Усадьбы с двухрядной застройкой ставились вдоль улицы (реки), в них трехкамерное жилище «выходило» на улицу длинной стороной.
Размеры построек на усадьбах XVII в. были следующие: трехкамерные хоромы могли достигать
Вне усадьбы находились такие хозяйственные постройки, как овины, гуменики, мельницы, мякинницы, иногда амбары (житницы), бани. Овины (для сушки снопов) и гумна (для молотьбы) находились вблизи полей. На гуменниках — особых огороженных местах хранили необмолоченные снопы и солому, в мякинницах — различные отходы. Зерно мололи на мельницах-^утяв/сш:. В ХУ1-ХУИ вв. мельницы ставили у воды (у озера или реки с запрудой), они имели до трех поставов и их устройство было одинаковым на всем Севере, а позднее — с конца ХVII-ХVIII вв. — такие мутовки появились в Приуралье и в Сибири, где их строили переселившиеся в новые места северяне. Существовали и мепытцы-колотовки, в которых зерно дробили на крупу. Ветряные мельницы стали появляться гораздо позднее.
Основой северного жилища был сруб (стопа, клеть)9, который рубился из сосновых, реже еловых бревен в обло (в чашу, в угол) с выпусками углов. Затем сруб просушивали и ставили на фундамент (на стойки либо на камни, положенные под нижний венец сруба). Пазы между бревнами прокладывали мхом. Нередко такие срубы назывались облыми. При рубке в верхней части каждого бревна (нижнего по отношению к другому) выбирали чашу и паз. В XVII в. появился способ рубки, когда паз вырубался в нижней части верхнего бревна.
Сени, клети и хозяйственные постройки сооружались в виде столбовых конструкций, при которых рубка в заплот сочеталась с рубкой в обло. Знали северные крестьяне и другие виды строительной техники при возведении амбаров, дворов, погребов — соединение бревен в ладью, в замки и др. Основным строительным инструментом был топор в нескольких разновидностях для разного вида работ, применяли строители ХVI-ХVIII вв. и пазники, стружи, коловороты, тесла.
При описании конструкций изб в документах XVII в. называются такие их виды: на взмоете, на подклете, поземная. Поземные избы, ставившиеся прямо на землю, были редкими в суровых северных условиях. Плотники старались поднять избу над землей: между полом и землей образовывалось высокое помещение — подклет (взмоет), которое использовалось в хозяйственных целях. Изба на высоком подклете — характерная конструкция для Русского Севера.
В трехкамерном жилище рядом с избой (в одну связь) находились сени, а за ними — клеть, которая нередко была двухэтажной: «да против избы клеть на погребе», «клеть на подклете», «перед избою клеть о двух жирах». Клети строили не только двухэтажными, но и из двух половин. В верхних помещениях хранили скарб, продукты, летом там спали, в нижнем этаже размещали погреб и склад с хозяйственным инвентарем. На две половины клети разделялись врубленными посередине стенами, и здесь проходили дополнительные сени, из которых можно было пройти как в обе половины клети, так и на хозяйственный двор, который был продолжением жилища.
Кровли изб и большинства хозяйственных построек были двускатными, самцовой конструкции, с покрытием тесом или дранкой. Кровля на самцах была характерна еще для древнерусских срубных построек, когда слеги крыш укреплялись на бревенчатом фронтоне (на самцах), а снизу доски тесового покрытия держались загнутыми сучьями-курицами. Двери изб были маленькими, однополыми из досок, скрепленных брусьями — «двери в деревянных пятах». Они вставлялись в косяки и имели порог. Волоковые окна прорубались каждое в двух соседних бревнах, задвигались изнутри щитом-волоком, располагались треугольником на торцовой стене (через среднее выходил дым из избы). В XVII в. это среднее окно иногда было косящатым, красным (с колодой) и слюдяным оконцем; стеклянным оно стало в первой половине XVIII в.
Потолки в избе не всегда имелись, правда, кое-где уже в XVII в. получили распространение потолки из досок, брусьев или плах с центральной балкой-матицей.
Глинобитные печи ставили в углу избы на рубленом подпечье (опечке). Они не имели трубы-дымохода, топились по-черному. Уже в XVII в. в избах были дощатые полы, лежавшие на лагах, врубленных на уровне второго или третьего снизу венца.
Высота сруба при такой конструкции достигала 3 метров.
В дом «вело» крыльцо. По документам XVII в., известны различные его конструкции.
Избы на высоких подклетах имели крыльца с прирубом, на ряжах, на столбах, висячие. Это древнейшие виды крылец севернорусского жилища. Крыльцо с прирубом строилось из бревен, рубленных в обло с остатком. Крылечный сруб ставился на землю вдоль избы и закрывал вход в сени. Крыльцо на ряжах-срубных основаниях — тоже ставилось вдоль стены, верхний рундук и ступени снаружи закрывались досками и покрывались крышей. У висячих крылец рундук держался на двух выступающих из сеней балках. Столбовые крыльца возводились на одном-четырех столбах. В каждом из этих видов крылец имелась лестница (севернорусская черта), пристраиваемая вдоль стены жилой избы, а не клети. Другой своеобразной чертой, присущей крыльцам на Русском Севере, было наличие двух рундуков — вверху у входа в сени и внизу на земле. Описанные конструкции крестьянских построек аналогичны конструкциям городских построек. Свидетельства о такой же строительной технике, тех же конструктивных приемах находим в известиях об архитектурных памятниках городов ХVI-ХVII вв.
Так, существовавший в Сольвычегодске дом знаменитых промышленников Строгановых
Похожее на это описание встречаем в известии о древнем г. Белоозере-крепости 1678 г., которая была «рубленой, пресла рублены клетки о 3 угла, вышина до обломов 10 венцов, а в иных преслах и меньше 10 венцов, до обломов 4 венца... покрыт был город пресла драню и дрань бурею по валу... Башня Богословская воротная о трех мостах рублена в углы о четырех углах... и с обломы, покрыта тесом, а у той башни двои створчаты ворота». В писцовой книге времен царя Михаила Федоровича в XVII в. находим описание городка Рахлея в Устюгском осадный городок Рахлей в 36 верстах от Устюга «пуст над озером над Палемским... рублен был 33 огородками, а на исподу... были избы; а над ним анбар, а около погреба огорожен тын, стоячей на иглах...».
Севернорусское крестьянское жилище средневековой поры имело сходство с культовыми сооружениями, возводившимися теми же плотниками-крестьянами.
Древний тип северной церкви, а особенно часовни — это клетский храм (срубклеть), крытый двускатной крышей, с размерами, близкими к избе, с волоковыми и колодными окнами, иногда без подклета; под коньком крыши помещалась главка с крестом. Такова церковь Ризположения 1485 г. из с. Бородавы (ныне на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника).
Другой вид клетских церквей относится уже к первой половине XVII в. Это шатровые храмы («древяна верх»), правда, такая церковь существовала в Великом Устюге уже в 1290 г. (Успения Святые Богородицы). В шатровых храмах начала развиваться горизонтальная их часть (трапезные, паперти, галереи, крыльца), в чем видно соединение культовых и мирских начал.
Таким образом, в средневековый период крестьяне на Русском Севере возводили высокие, больших размеров срубные постройки, представлявшие собой единое целое жилья с хозяйственным двором. По источникам XVIII в., подобные дома-дворы были там повсеместны. Так, проведенное в
Описание обычной крестьянской усадьбы жителей Двины находим в документах XVIII в.: «У Сергея Данилова Чухченемца на Ровдине Горе дом и дворище хоромного строения изба, клеть на подклети, хлев и сарай с тыны и заплоты, с столбами, с кровлею, с дверьми, с вороты, с обоконьи с окончинами...» Следует полагать, что и в соседних вологодских деревнях к тому времени было крестьянское жилище, как шенкурское и двинское.
При строительстве северных изб полы приподнимались над землей на
От печи над дверями к боковой стене устраивали полати. Из мебели в XVIII в. известны тесовые лавки, столы. В переднем углу избы размещали иконницы. В горницах уже начали появляться кирпичные печи с трубой, потолки становились тесовыми, волоковые окна заменялись красными со стеклом, здесь не было полатей.
Двухэтажные дворы под двускатными крышами примыкали к жилью. В нижнем этаже двора в XVIII в. уже устраивали рубленые теплые хлевы для скота. Двое ворот вели во двор — со стороны улицы и огорода. На верхнем этаже-повети — держали корм, хозяйственный инвентарь, средства передвижения, там же для хранения домашнего имущества строили клети и горенки, в которых летом спали. Сюда наверх поднимались либо по лестнице из сеней, либо с улицы по помосту (взвозу, взъезду), по которому могла пройти и лошадь с телегой.
Фасад северной избы имел очень живописный вид. На нем прорубалось несколько окон, украшенных резными и расписными наличниками. В дом вело крыльцо, часто также украшенное резьбой. На рубленном фронтоне сооружали балкон или галерею, опоясывающую дом на уровне окон. Дощатые поверхности стен и кровли украшались резьбой или росписью. Художественные традиции в украшении северного жилища находили отражение в церковной архитектуре, резьбе и росписи на домашней утвари, в вышивках и кружевных изделиях.
Плотницкое мастерство северян использовалось в строительном деле не только в своих деревнях, но и за их пределами. Известны северные плотницкие артели, ходившие на работы в Петербург, в города и селения соседних губерний. В Вологде в то время имелось много домов мещан, которые ничем не отличались от крестьянских.
Так, в описании Вологды начала XVIII в. отмечалось, что в городе (в Нижнем посаде, в Рощенье, на берегу Золотухи), в левобережье (в пригородном селе Фрязинове) и в других местах было «много деревянных домов с косящатыми окнами, с украшенными резьбой крыльцами, князьками и застрехами». В крупных вологодских селах у зажиточных крестьян стал появляться и другой тип дома, состоящий из двух изб, сеней и двора (изба-двойня) или из ибы-ляяшсгаеяки-сеней-двора на подклете, получивших более широкое распространение позднее, в XIX в. У богатых вологодских крестьян избы, как отмечалось в документах, строились с балконами, находившимися под свесами крыш, с резьбой, росписью — в настоящем «деревянном русском стиле».
К XVIII в. на Севере сложились основные типы жилых и хозяйственных строений.
Продвигаясь в новые земли, северяне строили там свои хоромы по этим образцам. Крестьянские архитектурные памятники той поры стали достоянием нашей строительной культуры. В ней сохранялись как общие черты русского народного жилища, так и множество локальных особенностей, частью уходящих своими корнями вглубь веков, к периоду Древней Руси. Кроме того, на различных пространствах страны под влиянием природно-климатических условий, социально-экономического развития, характера землепользования и других факторов создавалось свое крестьянское жилище. Его различные типы-варианты закреплялись этнической традицией тех или иных регионов и также сохранялись в общерусской народной культуре жилища.