InstagramВконтакте
Санкт-Петербург, пл. Труда, 4 (Дворец труда)
Туроператор по России. реестровый РТО Реестровый № 013105
+7 921 994-00-75
+7 931 322-09-48
+7 (812) 644-54-30
info@radovest.ru

Туркомпания «Радовест»

Санкт-Петербург, пл. Труда, 4 (Дворец труда)

+7 (812) 644-54-30

+7 (921) 994-00-75

+7 (921) 780-86-43

spbradovest@mail.ru

Оплата банковской картой

Начальное монашество (X — первая половина XIV в.)

15 декабря 2014 г.

Первые монастыри появились на Руси тогда, когда монашество прошло уже длительный, в несколько веков, исторический путь от египетских пустынь до Палестины, Константинополя и Святой горы (Афон), разработало правила подвижничества, оформленные в различных уставах (преподобного Пахомия Великого, Иерусалимском, Студийском, Афонском и др.), создало великую аскетическую литературу, испытало практикой различные формы устроения монашеской жизни: анахоретство-отшельничество и киновию-общежительство, а также средний путь, называемый также лаврским, царским, золотым. Новопросвещенным русским христианам предстояло вобрать, усвоить всю полноту и цельность аскетической традиции и вместе с тем выбрать из нее то, что наиболее соответствовало новым естественно-географическим и социо-культурным условиям, создать собственный аскетический идеал.

Основателями первого большого монастыря Древней Руси, Киево-Печерского, были преподобный Антоний и Феодосий Печерские, тезоименитые патриарху египетских анахоретов преподобному Антонию Великому и устроителю палестинского общежительства преподобному Феодосию Иерусалимскому, что символически возводит истоки русского монашества к началам монашества как такового. Это осознавалось уже современниками, уподобление принадлежит составителю Киево-Печерского патерика (Абрамович Д. Кшво-печерський патерик. К., 1931. С. 21). Антония Печерского уподоблял Антонию Великому также составитель ПВЛ, включивший в нее фрагменты жития Антония Печерского, до нас не дошедшего.

Сведений о монастырях и монашестве на Руси до первых известных по имени подвижников очень мало. И. К. Смолич полагал, что монахи могли быть среди исповедников православия, бежавших в Таврию и Крым из Византии в период иконоборчества. Благодаря их проповедническим трудам появлялись и поборники почитания икон, и умножавшаяся числом братия; свидетельством этого могут служить жития святых — св. Стефана Нового, свт. Стефана, архиепископа Сугдейского (Сурожского), а также археологические данные.

Первые письменные упоминания о монастырях на Руси относятся к эпохе князя Владимира Святославича (978-1015) и князя Ярослава Владимировича (1019-1054). В «Слове о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона (ок. 1037-1043) в Похвале князю Владимиру говорится: «манастыреве на горах сташа, черноризьци явишася» (Молдован А. М. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. К., 1984. С. 93). В ПВЛ о церковной политике князя Ярослава сказано, что при нем «черноризьци почаша множится, и манастыреве починаху быти» (ПВЛ. С. 66). В этих словах исследователи усматривают иногда противоречие с известием о начале монастырей уже во времена крестителя Руси князя Владимира. Но летопись, возможно, свидетельствует о том, что при князе Ярославе Мудром начиналось существование некоторых монастырей, был положен почин ряду конкретных монастырей, а не монастырскому институту как таковому. Речь идет не о начале монашества, а о начале «умножения», роста числа монахов. Появление института монашества относится, по «Слову» митр. Илариона, к эпохе Владимира Святого. Е. Е. Голубинский, разрешая кажущееся противоречие между известиями о начале монастырей либо при Владимире, либо при Ярославе, предполагал, что речь шла о разных формах организации монашеской жизни.

Вначале возникали монастыри «несобственные», т. е. не ставшие еще монастырями в полном смысле слова, они не были устроены в соответствии с уставом. Их облик исследователь воссоздавал методом исторической ретроспекции, используя более поздние (XV-XVI вв.) данные новгородских писцовых книг, содержащих при описании погостов (населенных пунктов) довольно большое число упоминаний о церквах, при которых имеются «кельи», где живут «чернецы», «старцы» и «старицы». По мнению Голубинского, «кельи» при церквах на погостах сохранили «древнейшую и первичную форму монастырей несобственных», с которой начиналось и киевское монашество (Голубинский. С. 552-555). Смолич, принимая эту точку зрения, писал, что первые монашествующие жили вблизи приходских церквей в отдельных кельях, которые каждый ставил для себя, они пребывали в строгой аскезе, собирались вместе на богослужение, но не имели еще монашеского устава, строгого пострижения, не давали иноческих обетов. Эти интересные и заслуживающие внимания суждения остаются предположительными из-за недостатка данных, а ретроспекция Голубинского основана на источниках, не только отстоящих хронологически почти на половину тысячелетия, но и происходящих из другого географического региона. Древнейшую форму монашества можно реконструировать, скорее, по рассказу ПВЛ о пещере Илариона, в которой поселился прп. Антоний, придя на Русь с Афона, и предполагать, что этой формой могло быть пещерное отшельничество.

Первые упоминаемые в источниках монастыри были основаны князьями или другими богатыми людьми, которые создавали их на свои средства, обеспечивали всем необходимым, обладали правом назначения настоятелей (Ктитор). Так, в 1037 г. князь Ярослав Владимирович заложил монастыри св. Георгия и св. Ирины (христианские имена князя и его супруги). Первый был расположен близ Софийского собора, второй — близ Золотых ворот. Князь Изяслав Ярославич (1054-1074) посвятил монастырь (до 1062 г.) святому великомученику Димитрию Солунскому (крестильное имя князя — Димитрий) (Киевский монастырь Димитрия Солунского). Князь Всеволод Ярославич основал Михайловский Выдубицкий Всеволож монастырь (до 1070 г.) на месте, где, согласно преданию, «выдыбал» (выплывал) на берег Днепра идол Перуна. Великий князь Святослав Ярославич основал монастырь св. Симеона в Киеве (до 1076 г.). Известен также Андреевский (или Ян-чин) монастырь, устроенный Всеволодом Ярославичем при заложенной им в Киеве церкви св. Андрея Первозванного (до 1086 г.); в нем постриглась его дочь Янка, которая жила здесь по монастырскому чину со многими другими монахинями. Возможно, вскоре после ее смерти (1112 г.) монастырь был преобразован в мужской.

Монастыри в начальный период были в основном городскими или располагались близ городов. В XI в. известно 19 монастырей, о некоторых из них сохранилось очень мало информации, иногда лишь краткие упоминания. В XI в. они создавались в основном в Южной Руси: в Чернигове Болдинский (Елецкий) мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, в Тмутаракани мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы, в Переяславле мужской монастырь во имя св. Иоанна, во Владимире Волынском Святогорский мужской монастырь и др. Однако были монастыри и в северо-восточных пределах: в Муроме (Муромский Спасский), в Суздале (мужской монастырь во имя святого великомученика Димитрия Солунского, который первоначально был подворьем Киево-Печерского монастыря), в Ростове Авраамиев Богоявленский мужской монастырь (около III четверти XI в.). Согласно житию, за свои заслуги по благоустройству обители прп. Авраамий Ростовский был возведен в сан архимандрита (ВМЧ. Октябрь. Дни 19-31. СПб., 1880. С. 2025-2032). В летописях «архимандрит Богоявленский» в Ростове упоминается позже, в 1261 г. Значение сана архимандрита в палестинской традиции разъяснено в житии прп. Авраамия Смоленского (конец XII — начало XIII в.), написанном Ефремом, по-видимому, после 1237 г., о прп. Феодосии киновиархе там сказано: «Феодосья архимандрита и старейша всех наставника черноризцем, сущим окрест Иерусалима» (Розанов С. П. Жития прп. Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912. С. 4).

В XI в. создавались и женские обители: во имя свт. Николая Мирликийского в Киеве, уже упомянутый Янчин во имя св. ап. Андрея Первозванного и др. XII век был временем расцвета древнерусского монашества, монастыри основывались во всех крупных городах Руси. Известно более 50 монастырей, созданных в XII — нач. XIII в. (до монгольского нашествия), даты основания еще 42 монастырей предположительно относятся к домонгольскому периоду (Макарий. Кн. 2. С. 669-675). Некоторые из этих обителей были разрушены в 1240 г., но многие сохранились и умножали славу в следующих веках. В XII в. 14 из 43 основанных в этом веке монастырей было создано в Новгороде. Одним из древнейших новгородских монастырей был Юрьев. Основание его преданием приписывается князю Ярославу Мудрому, но самое раннее сохранившееся известие относится к 1119 г., когда игумен Кириак и князь Всеволод Мстиславич построили каменную церковь во имя св. Георгия, возросло число братии. Вскоре были сделаны пожалования на содержание монастыря, самое крупное — волость Буйцы. В XII–XIII вв. в летописях встречается применительно к игуменам Юрьевского монастыря титул «новгородский архимандрит», т. е. начальник или главный по отношению к другим новгородским настоятелям, а в 1299 г. была учреждена новгородская архимандрития как одна из высших форм в системе республиканского управления в Новгороде, или, по выражению В. Л. Янина, как «категория новгородских магистратов (наряду с такими общеизвестными магистратами, как посадники и тысяцкие)». Отмечены три ее особенности: выборность на вече, ограниченность срока архимандритства, сохранение сана игумена того монастыря, который ранее возглавлял избранный в архимандриты, и одновременно приобретение сана игумена Юрьева монастыря, т. е. не игуменство в Юрьевом монастыре давало право на обладание титулом «новгородский архимандрит», но избрание в архимандриты делало его юрьевским игуменом (Янин. С. 141-148).

Монгольское нашествие прервало естественное течение монастырской жизни: многие монастыри были разрушены вместе с городами, многие пострадали от погрома и опустошения, не все монастыри XI-XIII вв. были впоследствии восстановлены. Возрождение монашества началось лишь со второй половины — конца XIV в. в результате деятельности свт. Алексия Московского и прп. Сергия Радонежского, что совпало с началом национального возрождения Руси, преодоления ордынского ига. За предшествующее столетие (вторая половина XIII — первая половина XIV в.) сведений о монастырях очень мало, но значение монашества в духовной, нравственной и социальной жизни сохранялось во всей полноте. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в 80 годах XIII в. при составлении русской редакции Кормчей книги в комплекс статей, дополнявших тексты традиционного состава, был включен Студийский устав и другие статьи, посвященные монашеству, в т. ч. и общежительному.

Прямых сведений о типе монастырей этого времени и их «чине» нет, но в практике преобладали, по-видимому, принципы особножительства (Особножителъный монастырь), или же они дополнялись чертами общежительства. Большинство из них, как и в предыдущий период, были городскими (или находящимися в непосредственной близости от городов) по местоположению и ктиторскими, преимущественно княжескими или боярскими, по типу основания и материального обеспечения. Монастыри, предназначенные быть княжескими или боярскими родовыми усыпальницами, местом пребывания в старости, имели больше предпосылок для упрочения особножительства, возможность поступления в них была, надо полагать, ограниченной и обусловленной размером вклада.