InstagramВконтакте
Санкт-Петербург, пл. Труда, 4 (Дворец труда)
Туроператор по России. реестровый РТО Реестровый № 013105
+7 921 994-00-75
+7 931 322-09-48
+7 (812) 644-54-30
info@radovest.ru

Туркомпания «Радовест»

Санкт-Петербург, пл. Труда, 4 (Дворец труда)

+7 (812) 644-54-30

+7 (921) 994-00-75

+7 (921) 780-86-43

spbradovest@mail.ru

Оплата банковской картой

Монастыри в кон. XVIII — нач. XX в. Рост численности монастырей

15 декабря 2014 г.

Уже при Екатерине II разрешалось открывать новые обители или возобновлять старые, но всякий раз по специальному разрешению императрицы. Существенно смягчил законодательство в отношении монастырей Павел I (1798-1801), в его царствование началось постепенное их возрождение. До конца XVIII в. было восстановлено 29 упраздненных монастырей и вновь открыто 20.

В 1808 г. насчитывалось 447 православных монастырей (353 мужских и 94 женских), а монашествующих обоего пола — около 5 000. В 1815 г. было 478 монастырей (387 мужских и 91 женский), монашествующих — 6600 (4900 монахов и 1700 монахинь). Более полные и точные сведения о числе мужских и женских монастырей, монашествующих и послушников мужского и женского пола (без учета женских общин, еще не преобразованных в монастыри) имеются с 1825 г. (см. таблицу 1).

К1917 г. насчитывалось 1257 монастырей, насельников в них — 107 035 (33 572 монашествующих и 73 463 послушника). Численность возрастала преимущественно за счет восстановления старых (упраздненных при секуляризации) обителей и учреждения новых, но также и после присоединения в 1801-1812 гг. к России Грузии и Бессарабии, в которых существовало 54 православных монастыря, а в царствование Николая I — после обращения в православные старообрядческих и греко-униатских монастырей в связи с воссоединением в 1839 г. униатов Белоруссии и Западной Украины с РПЦ. В итоге за 1825-1914 гг. в среднем ежегодно открывалось 6 монастырей, особенно быстро рост числа происходил с 1880 г.: ежегодно создавалось 12 монастырей. Общая численность за XIX — начало XX в. возросла более чем в два раза, при этом мужских — в 1,5, а женских — в 4,9 раза. Численность монашествующих за этот период возросла в 5,2 раза, послушников — в 11,9, при этом численность монахов увеличилась в 3,1 раза, монахинь — в 9,2, послушников — в 4,7, а послушниц — в 13,2 раза. Насельники монастырей были выходцами преимущественно из крестьянского сословия. По имеющимся данным о социальном происхождении монашествующих в Архангельской и Тамбовской епархиях (конец XIX — начало XX в.), от 66 до 73% насельников мон-рей являлись выходцами из крестьян, остальные по происхождению принадлежали к духовному и мещанскому сословиям; купцов и дворян среди монашествующих были единицы.

Наиболее значительное увеличение числа женских обителей, монахинь и послушниц произошло в конце XIX — начале XX в. Падение крепостного права способствовало изменению положения женщины в обществе: она получила относительную свободу, могла чаще принимать самостоятельные решения. Русская крестьянская девушка в монастыре находила занятия, хорошо ей знакомые и привычные в родительском доме, и главное — монастырь давал удовлетворение ее духовным исканиям, ее жизнь приобретала более глубокий смысл. Социальные и военные потрясения начале XX века, а также первая мировая война, несомненно, способствовали росту числа насельниц женских обителей, развернувших в этот период широкую благотворительную деятельность.