InstagramВконтакте
Санкт-Петербург, пл. Труда, 4 (Дворец труда)
Туроператор по России. реестровый РТО Реестровый № 013105
+7 921 994-00-75
+7 931 322-09-48
+7 (812) 644-54-30
info@radovest.ru

Туркомпания «Радовест»

Санкт-Петербург, пл. Труда, 4 (Дворец труда)

+7 (812) 644-54-30

+7 (921) 994-00-75

+7 (921) 780-86-43

spbradovest@mail.ru

Оплата банковской картой

Монастыри в конце XVIII — начале XX века. Типы монастырей

15 декабря 2014 г.

В этот период статус лавры имели четыре монастыря: Троице-Сергиев, Александро-Невский, Киево-Печерский и Почаевский. Они являлись наиболее крупными духовными центрами РПЦ. Три из четырех духовных академий находились при лаврах: Киевская (при Киево-Печерской), Санкт-Петербургская (при Александро-Невской) и Московская (при Троице-Сергиевой). Каждая лавра имела издательскую базу, печатала духовную и историко-церковную литературу, материалы документов и свои периодические издания. Лавры пользовались особым покровительством российских монархов.

Семь крупных монастырей назывались ставропигиальными (от греч. σταυρός — крест и πήγνυμι — вбиваю; в древней Церкви на месте, где закладывался монастырь, именовавшийся в дальнейшем ставропигиальным, предстоятелем вбивался крест; этот обычай символически сохраняется в Русской Церкви: монастырю, получающему статус ставропигиального, от патриарха передается крест, который хранится в алтаре): Заиконоспасский, Новоспасский, Донской, Симонов и Новоиерусалимский Московской епархии, Спасо-Яковлевский — Ярославской (до 1888 г.), Соловецкий — Архангельской. Ставропигиальные монастыри подчинялись непосредственно патриарху, а в синодальный период находились в ведении первоначально Святейшего Синода, затем Московской синодальной конторы. Их настоятелей назначал по представлению Синода император.

Остальные монастыри подчинялись главам епархий, на территории которых они находились, их настоятели назначались епархиальным архиереем с последующим утверждением Синодом. При некоторых крупных монастырях существовали небольшие обители, которые назывались приписными, они управлялись настоятелями, к которым были приписаны. В большем или меньшем отдалении от крупных монастырей возникали скиты — поселения монахов-отшельников, как правило выходцев из тех же монастырей. В начале XX века насчитывалось 68 скитов (55 мужских и 13 женских). Скитами именовались также старообрядческие монастыри.

Особым видом монастырского общежительства являлась пустынь — сначала небольшой монастырь или просто уединенная келья, обычно в отдаленных, безлюдных местах. С конца XVIII века многие из них превратились в крупные обители, насчитывавшие по нескольку сот насельников, но продолжали по-прежнему именоваться пустынями, к началу XX века в России числилось 74 мужских и 12 женских пустыней. Они держались особо строгих уставов. Наибольшую известность получили Введенская Оптина пустынь в Козельском уезде Калужской губернии (основана в XVI в.), Саровская — в Темниковском уезде Тамбовской губернии (основана в 1692 г., в 1707 получила наименование монастыря), Нилова Столобенская — в Осташковском уезде Тверской губернии (основана в 1581 г.). Некоторые представляли собой тип небольшого общежительного монастыря, в котором никто, включая настоятеля, не имел никакой собственности, а все необходимое братия получала от монастыря. В нач. XX в. насчитывалось всего четыре мужских монастыря, называвшихся киновиями (от греч. κοινός — общий, βιός — жизнь).