InstagramВконтакте
Санкт-Петербург, пл. Труда, 4 (Дворец труда)
Туроператор по России. реестровый РТО Реестровый № 013105
+7 921 994-00-75
+7 931 322-09-48
+7 (812) 644-54-30
info@radovest.ru

Туркомпания «Радовест»

Санкт-Петербург, пл. Труда, 4 (Дворец труда)

+7 (812) 644-54-30

+7 (921) 994-00-75

+7 (921) 780-86-43

spbradovest@mail.ru

Оплата банковской картой

Монастыри в конце XVIII — начале XX века. Внутренний строй монашеской жизни

15 декабря 2014 г.

Монастыри по характеру уставной жизни подразделяются на общежительные и необщежительные (особножительные). В общежительных монастырях монашествующие не имеют личной собственности и получают от монастыря келью, необходимую утварь, а также одежду, обувь, питание и пр. Доходы от рукоделия братии — написания икон, росписи храмов, шитья облачений, изготовления церковной утвари и пр.— идут в общую монастырскую казну. Настоятель выбирается братией, имеющей монашеское посвящение. Общежительные монастыри отличались большей строгостью своих уставов. Значительное влияние на них оказал «Устав о скитской жизни», созданный в середине XV века преподобным Нилом Сорским. Устав предъявлял строгие требования следовать церковному Преданию и писаниям святых отцов, определял образ жизни и молитвы, подчеркивал обязательность грамотности и книжности.

В необщежительных монастырях монахи обычно имели келью и иногда общую трапезу от монастыря, все остальное они приобретали своим трудом. Все доходы в необщежительных монастырях разделялись на три категории:

  1. «общемонастырские», которые шли на нужды монастыря,
  2. «братские», делившиеся между братией
  3. «поручные» — доходы отдельных иноков, всецело им принадлежавшие.

Монахи особножительных монастырей могли иметь собственные сбережения помимо монастырской казны.

Перед смертью монах обязан был все свое имущество завещать монастырю. Настоятели крупных необщежительных монастырей назначались императором, остальных — епархиальными архиереями с последующим утверждением Синодом. В начале XIX в. преобладали необщежительные монастыри, настоятели которых не могли осуществлять полный контроль над братией. Московский митрополит Филарет (Дроздов) при первом объезде своей епархии в 1821 г. констатировал, что большая часть монастырей не придерживалась общежительного устава, братия до того привыкла к весьма вольготным условиям жизни, что встречала в штыки всякие попытки ввести общежитие. Даже такой деятельный и энергичный архиерей, как свт. Филарет, опасался вводить общежительный устав от своего имени, предпочитая обходный путь — через отдельных настоятелей. В 1862 г. Синод рекомендовал переводить необщежительные монастыри в общежительные, рекомендация была повторена в 1869 г. Новые монастыри основывались только как общежительные. На 1.01.1914 две трети монастырей являлись общежительными, причем большинство из них были женскими.

В реальности элементы общежительства имели место и в особножительных монастырях, в то же время в общежительных монастырях существовали различного рода местные особенности устава.

Как в общежительных, так и в необщежительных монастырях действовал принцип беспрекословного послушания младших старшим. Настоятель являлся полным руководителем монастыря, но сам подчинялся епархиальным архиереям. Без благословения настоятеля ничего не делалось в монастыре. В лаврах и некоторых других крупных монастырях при настоятеле находился законосовещательный духовный собор из наиболее авторитетных и умудренных жизненным опытом иноков. Хозяйственная часть монастыря находилась в ведении келаря, финансовая — монастырского казначея. Монашествующим была запрещена торговля, кроме продажи «собственных рукоделий», да и то «через избранных престарелых братии» и с разрешения настоятеля монастыря. Монах не мог принимать на сбережение ни чужих вещей, ни денег, кроме книг духовного содержания. Он не мог выступать в роли опекуна, попечителя или поверенного, за исключением дел, касавшихся своего монастыря. Монашествующим запрещалось быть восприемниками детей при крещении, а иеромонахам и иеродиаконам — служение в приходских церквах и исполнение треб, в особенности венчания.

С середины XIX в. при многих монастырях, известных строгой духовной жизнью, учреждаются детские приюты, богадельни, школы и т. д. Некоторые монастыри активно участвовали в движении за трезвость, среди них — Троице-Сергиева пустынь под Петербургом (Санкт-Петербургская Троице-Сергиева пустынь).